Алешин Л.И.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

       За 70 истекших лет МГУКИ добился значительных успехов в части создания новых и совершенствования традиционных специальностей и специализаций. Как известно, количество переходит в качество, что и обусловливает потребность пересмотра традиционных форм обучения. 
Преподавание основных гуманитарных дисциплин осуществляется тремя способами: 1) фронтальный (лекции), 2) фронтально-индивидуальный (семинарские), 3) мелкогрупповые и индивидуальные (практические) занятия.
        Первое, что обращает на себя внимание при анализе компонента «лекции», – снижение их посещаемости студентами. Общеизвестны причины такого явления: тяжелое экономическое положение многих студентов, вызывающее необходимость работать даже в условиях обучения на дневном отделении; отсутствие мотивации вести утомительную и малоэффективную запись лекций под диктовку преподавателя и т.п.
Изменения здесь видятся за счет реализации следующих факторов: обеспечения всех студентов учебниками и учебными пособиями; ведения проблемных лекций, разъясняющих основные вопросы и дополняющих печатные материалы новыми сведениями. В последнем случае предлагается не сокращение зафиксированных в учебных планах лекционных часов, а их перераспределение. Традиционно первая обычно является установочной, а последняя – подготовительной к экзамену или зачету лекцией. Здесь ничего не надо менять. В течение семестра предлагается проводить несколько проблемных лекций; остальные часы – отводить на консультирование студентов по темам, указанным в предоставленных студентам учебных пособиях и др. учебно-методических материалах.
        Семинарские занятия также могут состоять из обязательных и факультативных. Первые подразумевают совместное обсуждение заранее обозначенных наиболее важных вопросов учебной дисциплины и могут включать традиционные, подготавливаемые студентами выступления. В качестве факультативных рекомендуется предоставление возможности наиболее способным студентам высказать свое мнение по главным проблемам учебной дисциплины в письменной форме на компьютере. Это могут быть рефераты, информационные листки и другие аналогичные работы, включающие элементы самостоятельной НИР.
        Методику проведения практических занятий затруднительно подвергать серьезным изменениям, особенно тех из них, которые проводятся с использованием современных технических средств, в том числе компьютерной техники. Здесь встает другая проблема – организация соответствующих лабораторий, которые, при обучении библиотечным специальностям, весьма проблематично обеспечить необходимыми современными техническими средствами из-за скудного финансирования профильных вузов и постоянным обновлением компьютерной техники. Библиотеки и информационные центры, особенно крупные, всегда будут иметь преимущества в этой области. Именно на их базе целесообразно осуществлять такие занятия. Подобная практика имеется на кафедре библиотековедения МГУКИ.
Сказанное в первую очередь относится к форме организации учебного процесса, которая, несомненно, влечет за собой изменение методики преподавания специальных дисциплин.
        Следует отметить, что в профессиональной литературе не обращается внимания на то, что любой высококвалифицированный специалист – это «штучный товар». Следовательно, необходимо переходить от «массового обучения» студентов к закреплению их в виде небольших групп (5–10 человек) за каждым преподавателем, имеющим соответствующий опыт и статус.
Конечно, основной проблемой в этом случае является финансовая, так как мелкогрупповое обучение требует не только увеличения численности профессорско-преподавательского состава, но и изменения характера распределения нагрузки. Так, например, в данном случае следует увеличить количество времени, необходимого для качественного приема зачетов и экзаменов, проверки рефератов, контрольных и иных самостоятельных работ. Предпочтительно ввести такие формы нагрузки преподавателей, как консультации, собеседования и др., часть которых может быть включена в нагрузку преподавателей за счет сокращения объема лекций. Следует возродить, кроме дипломных работ, и иные научные исследования студентов под руководством преподавателей.
Вторая, не менее важная, задача – перестройка учебных планов, способов и методов обучения, особенно индивидуального.
Можно ожидать, что положительное решение этих проблем позволит поднять высшее библиотечно-библиографическое образование на более высокий уровень, соответствующий современным требованиям к высококвалифицированным специалистам данного профиля.
Hosted by uCoz